МАТИЛЬДЕНХЁЕ

Холм Матильденхёе - самое высокое место в городе. Здесь в XIX в. находился парк гросгерцогов. На его северном склоне в 1830-е г.г. была посажена платановая роща (der Platanenhain).


В 1897-1899 г.г. русский царь Николай II, шурин гросгерцога Эрнст Людвига, поставил здесь русскую церковь по проекту Петербургского придворного архитектора Луи Бенуа. Матильденхёе стал также центром развития стиля модерн в архитектуре("югендстиль" как называют его в Германии).

Русская капелла (Russische Kapelle)


Церковь святой Марии Магдалины - дар царя Николая II своей супруге Александре, урожденной принцессе Алекс Гессенской и Рейнской, дочери Великого герцога Людвига IV и гросгерцогини Алисы.  
Николай II вместе с семьей часто приезжали в Дармштадт на летние каникулы, где они отдыхали в окрестных замках и не хотели отказываться от исполнения религиозных обрядов. 
План создания храма принадлежал профессору Луи Бенуа, а непосредственное участие в его строительстве принял архитектор Якоби. Николай II с супругой Александрой присутствовали как при закладке здания 16 октября 1897 г., так и при освящении церкви 8 октября 1899 г. 
Для постройки церкви из России был специально доставлен ценный кавказский мрамор. Также из России со всех губерний была привезена земля под фундамент. Это единственный русский храм за границей, который стоит на русской земле. 
Русская капелла, как ее тут называют, богато украшена мозаикой и листовым золотом. Мозаику в главном приделе церкви создал Иван Васнецов, а мозаичное панно над фронтоном с изображением святой Марии Магдалины, покровительницы храма, выполнил художник Фролов. 
В церкви до сих пор хранятся хоругви для крестных ходов и синее покрывало для аналоя, вышитое царицей Александрой. Во время Второй мировой войны, в результате бомбардировок, храм получил повреждения, которые устранили в начале 50-х г.г.

Югендстиль (Jugendstil)
В 1860—1870 г.г. в архитектуре Европы главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е г.г. в работах ряда мастеров Европы стал вырабатываться новый стиль - модерн (от фр. moderne — современный), который противопоставлял эклектизму новые художественные приемы. В Германии модерн (югендстиль) делал первые шаги в то время, когда он уже прочно утвердился в Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии и Нидерландах. 
Немцы запаздывали, но своё слово сказали. Важнейшими центрами югендстиля оказались Берлин, Мюнхен, Дармштадт. 
Своеобразие немецких мастеров в том, что наряду с живописью и графикой многие занимались прикладными искусствами, книжной иллюстрацией, дизайном интерьера, скульптурой.  
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. 
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были бы выполненны в одном ключе. 
Архитектуру модерна отличает, в первую очередь, стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались. 
Распространению модерна способствовало проведение всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на всемирной выставке в Париже (1900 г.). После 1910 г. значение модерна стало угасать.

Колония художников (Künstlerkolonie)
Колония художников в Дармштадте — художественное объединение, действовавшее в 1899—1914 г.г. под покровительством гросгерцога гессенского Эрнста Людвига, последнего главы государства Гессен-Дармштадт в составе Германской империи. 
Он планировал придать импульс экономическому развитию страны, в том числе, путём привлечения передовой интеллигенции и устройства публичных выставок «нового искусства». 
В 1899 г. Эрнст-Людвиг пригласил в Дармштадт группу молодых художников — Петера Беренса, Йозефа Ольбриха, Ганса Кристиансена, Людвига Хабиха, Патриса Юбера, Пауля Бурка и Рудольфа Босселта. Большая часть архитектурных памятников была спроектирована и построена под руководством Йозефа Ольбриха.
Йозеф Мария Ольбрих ( 1867 - 1908) - австрийский архитектор, мастер модерна, автор выставочного здания Венского Сецессиона в Вене. 
C 1900 г. жил и работал в Германии, в Дармштадте. Получив гессенское гражданство и профессорский титул, он фактически возглавил колонию. В cамой колонии и в окрестностях Дармштадта им построены два десятка зданий; часть из них погибла во время Второй мировой войны. 
В 1908 г. Ольбрих построил исторический универмаг Тице в Дюссельдорфе и третью очередь посёлка художников в Дармштадтской колонии. В том же году, в возрасте 40 лет, он умер от лейкемии.

Первая выставка колонии открылась 15 мая 1901 г. под художественным руководством П.Беренса. Экспонатами стали первые восемь частных домов, здание мастерской (более известное как дом Эрнста-Людвига) и временные постройки. 
Выставка имела успех среди специалистов, был создан новый стиль, но закончилась она финансовым крахом. Вскоре после её закрытия Пауль Бурк, Ганс Кристиансен и Патрис Юбер покинули колонию. 
Выставка «Документ немецкого искусства» в 1901 г. вошла в историю европейского искусства. Она создала славу Дармштадту как основателю югендстиля и сделала его городом искусства. 
Выставки колонии 1904, 1908 и 1914 г.г. были бесспорно успешными во всех отношениях, по сравнению с первой выставкой 1901 г. 
В состав колонии в 1899 -1914 г.г. входили всего 23 члена. Здание Эрнст-Людвиг-Хаус во время войны было разрушено, а в 50-г.г. восстановлено, правда в упрощенной форме. После его реконструкции в 1990 г. здесь был создан Музей Кюнстлерколонии (Künstlerkolonie) Дармштадта. 
Примечательный Омега-портал здания и  стоящие по бокам монументальные фигуры Адама и Евы, выполненны Л.Хабихом. 
Две победные богини из бронзы в дверной нише, выполнены Р.Боссельтом, надпись на изгибе принадлежит венскому писателю Х.Бар.



В музее представлена обширная коллекция прикладного искусства – от рекламных плакатов выставки до мебельных гарнитуров.
Слева находится дом архитектора и руководителя колонии- Ольбрих-Хаус. Сегодня здесь располагается немецкий польский институт. В цоколе его восточной стены, выходящей в сад, Л.Хабих соорудил прелестный стенной фонтан. 
На западной окраине выставки стоит дом Беренса, гамбургского архитектора, художника и дизайнера, который контрастирует с Ольбрихтом в его веселом, южном стиле, в серьезном, почти ритуальной форме строительства. В здании использована замечательная игра цвета штукатурки, оригинальные дверные ручки, ценный портал.


Вторая мировая война нарушила композицию выставочных строений Ольбриха. Она частично воссоздана послевоенным восстановлением. 
Оригинальное представление о первоначальном виде этого района дает макет, который можно увидеть в Музее Кюнстлерколонии. В самой высокой точке Матильденхёе в 1906/1907 г.г. на месте городского резервуара с водой было построено Выставочное здание.


К нему ведет входная лестница, которая проходит через павильон. На мозаичном потолке павильона внутри купола находится текст ЭрнстаЛюдвига. 
Здание комплекса с двух сторон окружено высокими залами, имеющими верхнее освещение. Они соединены плоским средним коридором. На втором этаже в холле находится кафе в югендстиле.

Свадебная башня (Hochzeitsturm)
 

Свадебная башня была построена в 1908 г. Ольбрих планировал строительство этой башни еще во времена начала создания Кюнстлерколонии. Женитьба Эрнста Людвига в 1905 г. дала повод для реализации плана Ольбриха. Город почтил княжескую пару свадебным подарком -  Свадебной башней. 
Она имеет высоту 48,50 м и подразделяется по высоте на несколько частей: -нижний цоколь с богато орнаментированным порталом, 
-основная часть с окнами во все части города и 
-завершение своеобразной пятипальцевой формой, которая символизирует пальцы руки. 
Над порталом находятся рельеф с посвящением, герцогский герб и изображения силы, мудрости, правосудия и мягкости. 
Мозаичные украшения на входе и солнечные часы сделаны Ф.В.Клойкенсом. Стихи на циферблате часов написал Р.Биндинг. 
Отзывы современников об этом строении были разноречивые, однако эта башня стала любимым символом города (с 1981 г. – национальный культурный памятник). 
Здесь проводят экскурсии и наблюдают панораму города из окон верхней части башни.  

Платановую рощу Б.Хоетгер превратил в закрытый район, в котором создал четыре рельефа: весна, лето, сон и возрождение, а также группу фонтанов.


Начиная c 2004 г. в мае в течение двух дней на Матильденхёе отмечается праздник югендстиля. 
Вечером зажигаются тысячи огней, проводятся различные экскурсии, открывают свои двери для посещения дома Глюкерта (Счастья), Ольбриха и Дайтерс. 
Также каждый год жителям города предлагается разнообразная праздничная программа. 
 На входе в Кюнстлерколонию в 1914 г. стояли, созданные Б.Хоетгером и Альбинмюллером, Львиные ворота
В 1927 г. скульптуры были перенесены ко входу в парк Розенхёе (Rosenhöhe) - 400 м восточнее Матильденхёе.