ЗАМОК

Продолжим нашу прогулку, вернувшись на Марктплатц. Перед нами - Замок, который многие столетия, являлся центром резиденции.

Дармштадтский Замок – это строительный конгломерат, который создавался на протяжении шести веков в стиле ренессанса и барокко. В 1944 г. Замок постигла та же участь, что и весь центр города. Его здания почти полностью сгорели и были восстановлены только к 1972 г. внешне почти как предвоенные. Внутренние же помещения почти все переоборудованы.
Перед нами здание так называемого Нового Замка. 


Над тройными воротами оба флигеля объединяются на втором этаже залом. Его высокие арочные окна располагаются между пилястрами с композициями капителиев. 


Над средними окнами находятся гербы ландграфства со львами. Над боковыми окнами два рельефа, войны и славы, выполненные Экхардом ( J.W.Eckhard). На четвертом этаже надпись с хронограммой 1715 г. На главном карнизе мы видим фигуры из песчаника символизирующие Верность, Любовь, Правосудие и Благосостояние.

Эта часть резиденции была построена на месте здания канцелярии XVII в. и прилегающих к нему строений, уничтоженных пожаром 1715 г. Правивший в то время ландграф Эрнст Людвиг поручил архитектору де ля Фоссе создать план гигантского Замка.

Надо сказать, что в архитектурной застройке Дармштадта принимали участие многие известные архитекторы Европы. Ведущими можно назвать архитекторов де ла Фоссе, Мюллера, Моллера и Ольбрихта.

План строительства Замка предусматривал в дополнение к старым строениям строительство нового Замка с башней высотой 75 м. Превосходно разработанный проект де ля Фоссе был претворен в моделе 1:50 и демонстрируется сейчас в музее замка. 
Однако, строительство ограничилось только двумя длинными флигелями Нового Замка, которые закрывают южную часть и выходят на Марктплатц богато оформленным фронтоном, и западным флигелем.

Портал западного флигеля выполнен скромно. 


Его двери находятся в нише, в которой в арочном пролете между двумя амурами помещена монограмма ландграфов. Двойные консоли с дождевым декором несут лежащий над ним балкон. 
На этом дальнейшее выполнение плана де ля Фоссе закончилось,так как денег на строительство больше не было. К тому же, в 1726 г. де ля Фоссе умер, оставив проект в сыром виде. 
С большим трудом в следующие годы строительство здания продолжалось, а начиная с 1730 г. было законсервировано. 
В XVIII в. можно было использовать только часть здания на первом этаже. В 1808 г. гросгерцог Людвиг I приспособил это здание для придворной библиотеки и коллекции искусства Великого гросгерцога, которые с 1817 по 1820 г.г. были открыты для публики. 
В XIX в. были добавлены некоторые детали: чугунные ворота и решетка на балконе на Рыночном и Западном портале (Арнольд, 1842 г.).  
Сульптором Шольсом в 1845 г. на въезде с площади Марктплатц были выполнены скульптуры Филиппа Великодушного и Георга I из монолитного песчаника трехметровой высоты.

Ландграф Филипп Великодушный

Ландграф Георг I
Сейчас оба флигеля Нового Замка в стиле барокко отданы библиотеке университета, государственному и городскому архиву. 
Гессенская государственная и университетская библиотека была создана в 1948 г. и состоит из: гессенской земельной библиотеки, основанной в 1567 г. и библиотеки Технического университета, основанной в 1872 г.
За годы войны было потеряно более 500 000 томов. Между тем в настоящее время в ее составе находится более одного 1 миллиона томов. 
Название библиотеки определяет ее двойную функцию. Она является центральной библиотекой университета и обеспечивает студентов экономической, технической литературой, а также литературой по проблемам естественных наук. В качестве государственной библиотеки она может использоваться для повышения образования и считается важнейшей библиотекой Германии.
Замок состоит из трех частей (дворов):
  • - Glockenhof (колокольный двор),
  • - Parforserhof (парфорсер двор),
  • - Kirchenhof (церковный двор).
Колокольный двор (Glockenhof)
Через центральный вход, мимо скульптур Филлипа Великодушного и Георга I мы  входим в так называемый Колокольный двор (Glockenhof). Здесь в зданиях Старого Замка в стиле ренессанса размещаются частично университет и помещения музея.
На восточной стороне Колокольного двора находится Колокольное здание (Glockenbau). 

 Строилось оно ландграфом Людвигом VI, которому Господское здание (Herrenbau) было тесно для его многочисленной семьи (он имел 15 детей). Строительство осуществлял в 1663 - 1671 г.г. архитектор Пфаннмюллер (Pfannmüller). 
Это четырехэтажное здание с башней и с тремя изящными фронтонами. В открытой части башни с 1671 г. находятся куранты, которые являются постоянным элементом Дармштадского колорита. В 15 и 45 минут раздается короткий звон, а в 00 и 30 минут звучит мелодия хорала народной песни. 
Первые колокола были отлиты в Амстердаме, но в 1943 г. они были уничтожены. На пожертвования были отлиты новые, сначала 21, а сегодня 30 колоколов. С 1951 по 1961 г.г. колокольня реставрировалась и просто отбивала часы, а с 1961 г. они зазвучали как прежде.
В 1678 г. было построено принц-Христиан-здание (Prinz-Christian-Bau), которое закрыло Колокольный двор с западной стороны.
В Церковном и Колокольном зданиях в 1924 г. гросгерцогом Эрнстом Людвигомбыл оборудован  музей. Война уничтожила большую часть его коллекции и новый фонд был создан после войны сыном гросгерцога Эрнста Людвига принцем Людвигом и руководителем музея Хофманом. В двадцати двух помещениях размещаются экспонаты, демонстрирующие 250-летнюю придворную жизнь маленькой резиденции.

Парфорсер двор (Parforserhof)
В западной части находится проход в Парфорсер двор, где есть наклонный въезд на вал, который Георг I оборудовал бастионами.

 
Название Парфорсного двора связано с одним из увлечений местных ландграфов - охотой. 
Особенно страстными охотниками были ландграф Эрнст Людвиг и его сын Людвиг VIII. В XVII - XVIII в.в. охота была увлечением не только дармштадских ландграфов, но и повсеместным увлечением европейских, да и российского, дворов также. Очень развита была соколиная охота. Наряду с соколиной охотой в Германии большой популярностью пользовалась парфорсная охота, которая была введена в Дармштадте ландграфом Эрнст Людвигом. 
Суть ее заключалась в том, что охотники с помощью собак особой гончей породы преследовали кабана, оленя или лисицу до тех пор, пока силы не изменяли зверю и он не попадал во власть разъяренной гончей стаи, способной преследовать быстроногое животное в течение двух часов и на расстоянии 25 – 35 верст. Чтобы вовремя изолировать жертву от разъяренных собак, охотникам необходимо было скакать резвым галопом за собаками, не теряя их из вида. Напряженная гонка с преследованием делала подобную охоту особенно увлекательной. 
Для парфорсной охоты в лесах вокруг Дармштадта во времена Людвига VIII были прорублены просеки.

Церковный двор (Kirchenhof)
Дальше мы возвращаемся через Колокольный двор в Церковный двор, где находится Господское здание (Herrenbau) начала XIV в. Южнее к нему примыкает Белый зал (Weiße-Saal-Bau), строительство которого также относится ко времени правления графов фон Катценельнбогенов. 
Остальные здания Церковного двора: Церковное здание (Kirchenbau) на востоке и здание кайзерского зала (Kaisersaalbau) на юге относятся ко времени правления первых ландграфов фон Гессен: Георга I (1567 – 1596) и Людвига V (1596 – 1626). 
Строительство началось в 1595 г. и закончилось двумя годами позднее. Велось оно строительными мастерами Кессельхут (Kesselhuth) и Вустман (Wustmann), которые в 1572 г. строили Охотничий Замок (Jagdschloß) в Кранихштайне и Замок Лихтенберг (Schloß Lichtenberg) в Оденвальде в 1581 г.
Живописный вход соединяет Господское (Herren) и Церковное здание (Kirchenbau). Название входа - Паукерганг ( Paukergang) (1597) происходит от небольшого музыкального оркестра, который располагался там во время придворных праздников. 

В западной части двора крутая лестница ведет вниз в помещение под Замком Schlosskeller, которое принадлежит приватному Келлер-клубу, где собираются деятели искусства, актеры, литераторы.

В конце XIX в. были внесены некоторые изменения в Господское здание (Herrenbau): в 1894г. гросгерцог Эрнст Людвиг пристраивает башню с чайным павильоном (Anfahrtsturm).


А в 1896 г. северо-западный фасад был перестроен в стиле нового ренессанса. Еще в 1627 г. Георг II начал строительство домика на мосту (Brückenhaus) в северной части проезда.



Украшением скромного здания стали маски на нижнем этаже и два гербовых льва с письменной табличкой из сланца на верхнем этаже. Это маленькое архитектурное сооружение эффектно завершает четырехскатная крыша (Walmdach).



В нише стены, окружающей ров, находится памятник лейб-гвардейцам, 


выполненный в 1928 г. Джобстом, и представляющий собой смертельно раненного льва.

ЗДАНИЕ БЫВШЕГО ПРИДВОРНОГО ТЕАТРА
Мы вышли из Замка и видим напротив на Каролиненплатц здание бывшего придворного театра, а с 1918 г. – земельного. 
Театр в Дармштадте существовал еще в XVII в. Это было приспособленное к представлениям помещение, перестроенное архитектором де ля Фоссе (оно не сохранилось). 
Более чем через 100 лет инициатором строительства нового придворного театра стал гросгерцог Людвиг I, который был большим любителем опер и талантливым скрипачом. Он часто сам дирижировал оркестром, исполнявшим оперы Моцарта и Россини. 
План театра был составлен Георгом Моллером в 1818 - 1819 г.г. по поручению гросгерцога Людвига I. Театр стал одним из лучших театров Европы. Его зал насчитывал около 2000 мест, самый большой в то время (численность населения города составляла 20 000 человек.) Ансамбль и оркестр насчитывали 300 человек.



1871 год стал катастрофой для театра: здание сгорело во время пожара, но к 1879 г. было восстановлено в несколько измененном виде.
Перед Первой мировой войной деятельность театра достигла апогея. После 1918 г. благодаря ряду известных актеров слава его продолжалась, на сцене представлялся немецкий авангард. 
Во время Второй мировой войны здание было разрушено, его кое-как восстановили и приспособили в качестве регионального архивного центра. 
В первые послевоенные годы театр работал в помещении Оранжереи. В 1972 г. на месте разрушенного Нового дворца гросгерцогов был построен новый современный театр с тремя сценами.
Сейчас в здании Придворного театра после реставрации в 1972 г. находится Дом истории (городской архив). Он сохраняет старейшие акты города и его частей, систематически расширяет документацию по истории города.

                       ГЕССЕНСКИЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

 

На площади Фриденсплатц (Friedensplatz) находится Гессенский земельный музей. 
Еще с 1855 г. существовали планы строительства музея. Но это здание было построено архитектором Месселем, уроженцем Дармштадта, который произвел сенсацию в Берлине при строительстве универмага Вертхайм. Здание было построено в 1897 - 1902 г.г. на месте дома строевой подготовки ландграфа Людвига IX. В здание были перенесены коллекции гросгерцогов, которые до этого находились в замке и занимали там большие помещения.
Мессель создал здание музея в синтезе барокко и югендстиля. 



Строитель с пониманием отнесся к идее строительства музея и создал помещения, соответствующие стилю задуманных экспозиций. Так, на на первом этаже римские экспонаты, романские, божественные должны были составлять единство в демонстрации с работами искусства.
В западной части старого строения в 1980 г. архитектором Каргель было пристроено еще здание для искусства XX в., которое было открыто в 1984 г.

В земельном музее хранятся произведения искусства и культурно-исторические экспонаты основных коллекций, которые представляют различные исторические и культурные эпохи. Ежегодно музей посещают порядка 300 тысяч посетителей. Это один из наиболее посещаемых музеев Германии. Такому числу посетителей способствуют регулярные изменения выставок и проведение различных празднеств в его стенах.
Важнейшие три отделения музея: 
искусство и культурно-историческая часть, 
геолого-палеонтологическая и минералогическая часть 
зоологическая часть.

Между Замком и площадью Луизенплатц

 

В южной части площади Фриденсплатц стоит конный памятник гросгерцогу Людвигу IV, выполненный в 1898 г. Ф.Шапером (Fritz Schaper).
 
Людвиг IV представлен здесь как командир дивизиона гессенской армии, которым он руководил во время войны против Франции в 1870-1871 г.г.

Напротив памятника находится небольшая площадь Эрнст- Людвиг- платц, на которой стоят два торговых дома – «Кауфхоф» и «Хеншель и Ропертц». 
Здание «Кауфхофа» было построено в 1953 г. и стало основополагающим в архитектуре Дармштадта. 
Своеобразный фасад здания торгового дома «Хеншель и Ропертц» был выполнен архитектором Рау в 1974 г. Фасад этого здания, выходящий на Марктплатц, выполнен в югендстиле в 1908 г. архитектором Викопом.

Между этими двумя зданиями мы видим Белую башню (Weiß Turm) XV в., которую в 1708 г. архитектор Эрих Филип Плоенис увеличил в высоте, украсив верх каской в стиле барокко. В 1954 г. башня была восстановлена и стала символом центральной части Дармштадта.



В 1703 г. на площади Фриденсплатц был построен "Новый дом ландграфов". Служил ли действительно этот дом жильем для ландграфов неизвестно, так как уже в 1705 г. жена ландграфа Эрнста Людвига Доротея Шарлотта умерла, а ландграф предпочитал жить во Франкфурте или в Гамбурге, где у него были дома, а будучи в Дармштадте он жил в скромном доме Ландграф-Йохан-Хаус на Марктплатце, или в Кранихштайнском замке. 
Как уже говорилось, лангдграф Эрнст Людвиг был страстным охотником и ввел в 1708 г. французскую форму псовой охоты - Парфорсную. Он предоставил "Новый дом ландграфа" своему Оберегермайстеру в качестве служебной квартиры и это строение получило название "Французского охотничьего дома" или "Парфорсехауза". 
С 1805 до 1820 г. здесь находилось Министерство иностранных дел, а затем размещалась лесная администрация. Этот дом без изменений находился до бомбежки 1944 г. В 1951 г. на этом свободном участке был построен жилой дом и магазин "Schrumpf".

От замка, по короткой улице Верхняя Райнштрассе (Reinstraße), 



мы переходим к популярной в городе площади Луизенплатц. 
Вдоль трамвайной линии на улице - справа и слева - на тротуаре мы можем увидеть бронзовые барельефы, посвященные городам-побратимам Дармштадта, среди которых есть и барельеф, посвященный украинскому городу Ужгороду.